Перестать все забывать. Как забывать лишнюю информацию

Журналист Джошуа Фоер за год перепробовал десятки техник развития памяти и стал победителем чемпионата мира по запоминанию (есть и такие соревнования).

Включайте воображение

Лучше всего запоминаются те вещи, которые приковывают ваше внимание. Превратите скучную информацию, которую необходимо запомнить, в яркие образы. Если вам нужно не забыть купить бутылку вина, молоко и яблоки, нарисуйте в своём воображении образ каждого предмета из этого списка. Уделяйте внимание деталям: запаху, цвету, вкусу и даже ощущениям от прикосновения к ним. Не стесняйтесь использовать «горячие» образы - считается, что они запоминаются лучше остальных. Например, если вы представите не просто пакет молока, а купающуюся в молоке любимую супермодель, точно не забудете купить продукт.

Рисовать в воображении следует прекрасные или, напротив, страшные образы. Например, чтобы не забыть про покупку яблок, представьте их гнилыми, червивыми и сморщенными. Кстати, «живые» образы остаются в памяти дольше, так что включите воображение и попробуйте «одушевить» неживой предмет, ту же бутылку вина - представьте, что она умеет петь или говорить по-испански, и вы точно не уйдёте без неё из супермаркета.

Ищите ассоциации

Новая информация должна взаимодействовать со старой - той, которая уже есть у вас в голове. Вы часто забываете имена и даты рождения? Неудивительно: эти данные ни о чём не говорят. Но если при знакомстве человек назовёт вам свою профессию, вы её наверняка запомните хотя бы потому, что любая профессия с чем-то ассоциируется. Чтобы так же легко запоминать имена, фамилии и даты, связывайте их с тем, что для вас значимо и способно вызвать ассоциацию.

Будьте немного актёром

Если вам нужно запомнить большой кусок текста для презентации, разделите его на фрагменты и свяжите каждый из них с эмоцией или физическим действием (эту методику часто используют актёры). Например, фразу «возьмите ручку» будет легче запомнить, если произнося её, вы сами возьмёте в руку пишущий предмет.

Стройте «дворцы памяти»

Представьте себе пространство, которое хорошо знаете - например вашу комнату, кабинет, улицу, по которой ходите каждый день, - и наполните его образами того, что хотите запомнить. Эти «дворцы памяти» могут быть любыми, но в них должна быть определённая последовательность. Фокус в том, что так вы научитесь запоминать события в хронологическом порядке.

Не заучивайте фразы слово в слово

Нужно запомнить длинный текст? Не стоит его зубрить. Во-первых, это долго, во-вторых, неэффективно. Воспользуйтесь простой техникой: разделите текст на отдельные блоки и озаглавьте каждый из них. А дальше используйте ассоциации или постройте «дворцы памяти», чтобы запомнить каждую из частей.

Используйте рифму

Запомнить рифму несложно. Согласитесь, фраза «это тигрица, которая злится, потому что ей не спится» отложится в голове гораздо быстрее, чем «это животное из семейства кошачьих, которое находится в состоянии агрессии, потому что ему не удаётся заснуть».

Делите длинные числа на части

Номер вашей кредитной карты разделён на четыре блока не просто так, а для удобства запоминания: четыре четырёхзначные числа запомнить проще, чем 16 цифр подряд. Комбинацию 220641090545 трудно выучить. Но попробуйте разбить её на четыре части - 220, 641, 090, 545, или на два фрагмента - 22/06/41 и 09/05/45, и задача упростится. Вы также можете связать цифры с каким-то событием, в данном случае с датами Великой Отечественной войны.

Рисуйте и чертите

Чтобы запомнить информацию, рисуйте, чертите схемы, используйте символы. Это развивает образное мышление и помогает находить правильные ассоциации, а значит, и лучше запоминать.

«Превращайте» цифры в героев

ЧДП (человек - действие - предмет) - ещё одна эффективная техника запоминания. Для начала вы должны подготовиться: представьте каждое двузначное число от 00 до 99 в виде образа какого-то человека, совершающего действие над тем или иным предметом. Например, число 13 может стать Дэвидом Бекхэмом (человек), который бьёт (действие) по мячу (предмет), цифра 34 может превратиться во Фрэнка Синатру (человек), поющего (действие) в микрофон (предмет), а число 79 - в Супермена (человек), летящего (действие) в плаще (предмет). Придумайте свои образы для каждого двузначного числа - эти образы должны быть постоянными. А теперь попробуйте объединить три образа, чтобы запомнить шестизначное число: 133479 «превращаются» в Дэвида Бекхэма (человек из числа 13), поющего (действие из числа 34) в плаще (предмет из числа 79). Запомнить один яркий образ мозгу намного проще, чем целый ряд цифр. А вспомнив образ, вы легко сможете «перевести» его в число.

Регулярно тренируйтесь

Будьте готовы: ваш мозг не сразу привыкнет к новому режиму работы. Но если вы возьмёте в привычку выделять на тренировку памяти всего по 15 минут в день, то уже через пару-тройку недель заметите первые результаты.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

07 / 12 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет

26 / 08 / 2017

Невролог Дэвид Перлмуттер разработал программу, которая помогает сохранить эффективность мозга.

09 / 08 / 2017

Необычные эксперименты на спящих добровольцах помогли нейрофизиологам доказать, что человек может запоминать новую информацию только во время фазы "быстрого" сна, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

10 / 07 / 2017

Итальянские исследователи пришли к выводу, что при ежедневном употреблении шоколада уменьшается риск нейродегенеративных заболеваний.

04 / 07 / 2017

Эксперты в области неврологии из Великобритании рассказали на страницах прессы о тех продуктах питания, которые оказывают выраженное позитивное влияние на функции головного мозга человека. Одними из лучших, по их словам, являются оливковое и миндальное масло.

31 / 05 / 2017

Исследователи из США назвали приятные воспоминания лучшим способом борьбы со стрессом. Они заявили, что память может значительно помочь людям в сложных ситуациях, когда человек испытывает стресс.

25 / 05 / 2017

Ученые надеются использовать свое открытие в лечении таких болезней, как эпилепсия.

10 / 05 / 2017

Самая простая методика среди эффективных.

27 / 04 / 2017

Как не завалить ЕГЭ и другие экзамены.

21 / 04 / 2017

Американские ученые исследовали когнитивные способности студентов в зависимости от времени суток. В результате, специалисты пришли к выводу, что учебные занятия должны начинаться после 11 часов утра.

06 / 04 / 2017

Исследователем образования Ульрих Бозер рассказал о природе памяти изданию The Atlantic. «Теории и практики» перевели интервью, в котором Бозер объясняет, почему некоторые популярные техники запоминания не действуют.

30 / 01 / 2017

Дефицит железа в организме связывают с усталостью, низкой работоспособностью и плохой успеваемостью.

21 / 12 / 2016

Новое исследование специалистов из Университета Иллинойса подтвердило: брокколи, шпинат и яичные желтки полезны для мозга, благодаря высокому содержанию антиоксиданта лютеина. Последний, напомним, не синтезируется организмом человека, а поступает с пищей.

14 / 11 / 2016

Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

24 / 10 / 2016

Нужная информация лучше запомнится, если после ее заучивания устроить для себя пробежку - такой способ вполне могут взять на "вооружение" студенты, которым приходится запоминать большой массив информации к экзаменам.

30 / 08 / 2016

Ученые из Хельсинкского университета и Высшей школы экономики провели исследование, показавшее, что изучение языка повышает пластичность мозга и его способность кодировать информацию. Так, чем больше иностранных языков учит человек, тем выше становится обучаемость.

25 / 07 / 2016

Есть целый класс лекарственных препаратов, которые популярны среди студентов. Считается, данные средства помогают учиться. Но, на самом деле, они вредят мозгу, говорят специалисты. Как передает The Daily Mail, по мнению Надиры Фабер из Оксфордского Университета, препараты способны ослаблять кратковременную память.

18 / 07 / 2016

Американские ученые из Университета Раш рассказали о полезном влиянии корицы на работу мозга.

11 / 07 / 2016

Списывание - печальная реальность современного российского образования. Цена обмана, как правило, невысока, а искушение велико - часто полгода работы оцениваются лишь по одному экзамену. Life.ru собрал забавные и, местами, поучительные истории о том, как студенты и абитуриенты жульничают.

05 / 07 / 2016

Частота чтения книг и уровень их содержания влияет на способности студентов к письменной речи. О результатах исследования, опубликованных в Международном издании бизнес-администрирования, пишет издание Quartz.

30 / 06 / 2016

Движение помогает человеку быстрее усваивать информацию, а постоянные занятия спортом стимулируют умственную активность. Британский нейробиолог Бен Мартинога (Ben Martynoga) собрал исследования учёных разных стран о влиянии на мозг физической активности в колонке для The Guardian.

15 / 06 / 2016

В разгар летней сессии несколько полезных советов, которые помогут в подготовке к экзаменам.

15 / 06 / 2016

Какие автоматические установки мешают учить, учиться и исследовать, как их распознавать и бороться с ними.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Деллис утверждает, что у него всегда была обычная память, и он даже не думал, что обладает потенциалом ментального атлета. Сейчас ему принадлежит рекорд по запоминанию имен - он может запомнить 201 имя за 15 минут. Деллис начал тренировать память после того, как в 2009 году умерла его бабушка, у которой была болезнь Альцгеймера.

«Всего за десять лет до своей смерти она была в трезвой памяти, - рассказал Деллис. - Я не хотел, чтобы подобное повторилось со мной, и решил найти способ как можно дольше сохранить свои умственные способности».

Нельсон Деллис. Фото: Wikimedia Commons

Чтобы понять, на что способна его память, Деллис стал участвовать в чемпионатах. Даже если вам не нужно запоминать сотни имен, обратите внимание на следующие техники, которые использует ментальный атлет, чтобы укрепить свою память.

Превратите обычные вещи в необычные

Лучший способ улучшить память - воспользоваться тем, с чем прекрасно справляется ваш мозг, а именно с запоминанием необычного. «Большинство людей хорошо помнит какое-либо яркое событие или что-то, что нанесло им психологическую травму, - пояснил Деллис. - Для этого не нужно обладать невероятной памятью. Наш мозг лучше впитывает особенную информацию. 90% вашего дня - это какие-то неинтересные события, превратите их в нечто необычное и запоминающееся».

Обманите свой мозг и сделайте так, чтобы повседневные задачи стали интересными. Ваш мозг лучше воспринимает картинки, чем абстрактные идеи. Если вы хотите не забыть взять по дороге домой пиццу, представьте, как на ней шкварчит горячий сыр и обжигает вам язык.

«Представьте эту картину в красках, чтобы она выглядела максимально реалистично, - советует Деллис.

Метод работает и с именами. Если вам, например, нужно запомнить имя Нельсон, подумайте о Нельсоне Манделе. Как только у вас в голове появится образ, его будет легче запомнить, считает Деллис.

Используйте чертоги разума

Самый проверенный метод Деллиса - это создание в голове чертогов разума, некоего абстрактного знакомого места (дома или офиса), где вы будете хранить различные нужные образы. «Если вы хотите запомнить, что вам нужно купить в магазине, свяжите нужные предметы с чертогами», - советует Деллис.

Например, если надо взять туалетную бумагу, пусть ей будет обмотана входная дверь чертогов. Придумайте историю о том, как она там оказалась. «Может быть, это проделки соседских детей? Придумайте, что угодно, - сказал Деллис. - Дальше подумайте о корове, которая брызгает молоком вам на дверь. Когда придете в магазин, зайдите в чертоги разума и вспомните эту картину. Все элитные участники чемпионатов по памяти обычно пользуются чертогами разума в той или иной форме».

Создавайте ассоциативные связи

«Итак, для запоминания вы начали использовать образы, но они хранятся у вас в памяти разрозненно. Чтобы лучше запоминать список задач, придумайте связи между пунктами и какой-то нарратив», - советует Деллис.

Например, вам нужно ответить на письмо, позвонить в IT-отдел насчет проблемы с компьютером и назначить встречу. Представьте, что человек, которому вам надо написать, состоит в преступной группировке, которая похитила десяток компьютеров, и вам нужно пойти на встречу, чтобы решить, что же с ним сделать.

«Чем более странную и вычурную историю вы придумаете, тем легче ее будет запомнить, - прокомментировал Деллис. - Лучше всего мы помним самые невероятные вещи».

Настройте себя на прием информации

Память во многом зависит от внимания. «Возможно, это прозвучит банально, но в современное время наша продолжительность внимания очень коротка, потому что на нас обрушивается очень много информации, - считает Деллис. - Заставляйте себя концентрироваться на чем-то одном».

Например, когда Деллис знакомится с новыми людьми и хочет запомнить их имена, в первую очередь он мысленно спрашивает себя несколько раз «Как зовут этого человека?» и лишь потом спрашивает имя.

«Такое незначительное дело способно творить чудеса, - утверждает он. - Вы перестаете думать о том, что нужно сказать, и обращать внимание на посторонние предметы в комнате. Ваше внимание сосредоточено только на человеке перед вами, и вы готовитесь узнать его имя».

Практикуйтесь каждый день

Различные приемы и методы помогут вам лучше запоминать информацию, но главное - это ежедневно тренировать свою память. Для этого Деллис рекомендует несколько сайтов. Например, есть платный сервис MemoCamp , где можно проверить свои навыки запоминания имен, цифр, слов и других данных. Этим сайтом Деллис пользуется для подготовки к чемпионатам. Есть и бесплатный вариант - MemRise , где запоминание слов подается в игровой форме. Если вам больше по душе приложения, то Деллис рекомендует Anki . Кроме того, сам Деллис является сооснователем сайта Art of Memory , где можно выучить различные техники запоминания и попрактиковаться в их использовании.

Устраивайте своей памяти ежедневные тренировки - откажитесь от составления списка покупок на бумаге. «Записывать - легко. Мне же нравится тот факт, что я могу размять свой мозг и потренировать память, - сказал Деллис. - Делайте выступления по памяти. Заучивайте стихи или порядок карт в колоде. Неважно, что вам интереснее - главное, что это занятие улучшит вашу память».


Около 2,5 миллионов человек во всем мире страдает забывчивостью. Причем «болезнь забывчивых» чаще всего выбирает себе в жертву женщин в возрасте от 16 до 45 лет. Как перестать забывать?

Для этого используйте помощников: стикеры на рабочем столе, на холодильнике, куча записок, напоминание в телефоне, компьютере и прочие бытовые хитрости.

Однако этот метод напоминания неудобен и также может забыться. Попробуйте применять в повседневной жизни тренировку памяти и внимания. Перестать забывать вещи или события, важные для вас, вам помогут несложные психологические методы.

Метод 1, как перестать забывать: придумывайте ассоциации

Придумывать ассоциации с важными для вас моментами довольно просто и интересно. Этот метод запоминания очень эффективен, когда нужно запомнить названия улиц, планет, магазинов и прочего.

Моя знакомая училась в медуниверситете, и когда пришло время сдавать экзамен по анатомии, вся группа долго не могла запомнить косточку с красивым названием «Михлюдес». Группа будущих врачей запомнила ее благодаря методу ассоциаций. «Милый Леха» - такое сопоставление придумали медики. А произошло «открытие» так: когда сил запоминать информацию не осталось, одна из девушек закричала: «Михлюдес - это же наш милый Леха!» (Милый Леха - староста группы). Оказалось все просто и легко.

Второй метод, как перестать забывать, кричите

Этот метод запоминания поможет вам, когда надо запомнить много информации. Суть в том, что необходимо выкрикивать основные фразы. Если же кричать не получится, можно проговаривать текст вслух. Доказано, что фразы, которые проговорили во всеуслышание, запоминаются лучше. Не зря дают наставления школьникам: «Читай громко!»

Метод крика часто трансформируется в метод пения. Надо запомнить все слово в слово - пропойте информацию на хорошо знакомый мотив. Моя подруга так и делала, когда сдавала экзамен по лексикологии.

Метод третий, как перестать забывать, составляйте предложения

Используется метод составления предложений для усиленного запоминания, когда надо запомнить несколько несвязанных между собой слов. Например: собака стол, дом, торт и так далее.

Эти слова надо связать между собой по смылу: собака бежала мимо стола, стол стоял в доме, на столе стоял торт. Этот метод запоминания действенный, а также отлично развивает память, но требует творчества и изобретательности в части создания предложений.

Четвертый метод как перестать забывать, запишите первые буквы слов

Этот способ запоминания подходит для тех людей, кто много выступает и поможет перестать забывать речи для публичных выступлений. Так или иначе, хотя бы раз в жизни ораторствовать приходится всем. Будь то трибуна или семейное застолье. Напишите только первые буквы речи, попробуйте прочитать несколько раз. Буквы-шифры будут опорным конспектом. Этот метод развивает не только память, но и логику.

Пятый метод как перестать забывать, постоянно тренируйте свой мозг

Тренировка мозга - вот основа методов для запоминания, которые мы предложили. Чтобы перестать забывать, тренировать мозг нужно всегда: разгадывать кроссворды, ребусы, головоломки, читать книги. Эти приемы помогают тренировать память и перестать забывать.

Предложенные нами методы запоминания могут показаться на первый взгляд забавными, но постоянная забывчивость становится фактором, провоцирующим стресс, потому что человек не перестает думать о грядущих делах. Постоянный страх что-то забыть вызывает избыток нервного напряжения, а нервное напряжение способствует забывчивости. Вот такой круговорот.

Чтобы быть гармоничными в жизни, постоянно тренируйте память и будьте спокойны, а лучшие специалисты тренировки памяти вам в этом помогут.

Забывание информации – естественный для человека процесс, который, однако, может существенно навредить в обучении и профессиональной деятельности. Для школьников оно часто становится проблемой, с которой можно и нужно бороться. Сегодня мы рассмотрим механизмы забывания и узнаем, как с ним справиться.

Механизмы забывания

Забывание – это удаление из памяти ранее сохраненной информации. Ему подвержены как дети, так и взрослые. Однако в раннем возрасте, особенно у младших и средних школьников, оно наиболее выражено.

Механизмы забывания обусловлены психофизиологией человека и заключаются в стирании, удалении нейронных следов в головном мозге. На этот процесс влияет:

  1. Давность запоминания информации. Чем больше времени прошло с момента, когда школьник что-то сохранил в памяти, тем больше вероятность забывания этого материала.
  2. Количество повторений. Если было только одно-два повторения, то информация быстрее сотрется из памяти.
  3. Актуальность информации. Человек склонен «удалять» то, что ему не нужно, что не представляет интереса. Если школьник считает какие-то сведения ненужными для себя, то забудет их с большей вероятностью.

Выделение данных аспектов забывания позволяет найти способы борьбы с ним.

Повторение – мать учения

Недаром родилась и бытует до настоящего времени эта поговорка – повторение действительно позволяет эффективно бороться с забыванием информации. С ребенком его можно применять следующим образом:

  • В форме зазубривания. Когда ученик пытается запомнить что-то, например стихотворение, можно предложить ему схему заучивания, в которой последовательно запоминаются части информации (четверостишия). Сначала ребенок разучивает первое и повторяет его, потом второе и повторяет его совместно с предыдущим и т.д. Следует отметить, что данный способ хорош только для запоминания небольшой по объему и связной информации.
  • В форме игры. Этот метод можно использовать с детьми любого возраста. Когда школьник заучил что-то, можно организовать викторину или тематическую игру, в которой ребенку понадобится применить недавно усвоенные знания. Для закрепления положительного эффекта рекомендуется применять данный способ спустя день, три дня, неделю, месяц и т.д. после запоминания материала.
  • В форме целенаправленного повторения. Необходимо предложить ученику повторить то, что он запомнил недавно. Формулировка может звучать одним из следующих образов: «Давай-ка повторим то, что изучили вчера…», «Вчера ты мне рассказывал очень интересную информацию, но я ее позабыл. Можешь повторить?», «Ты говорил, что тебе необходимо хорошо запомнить материал. Рекомендую повторить его сейчас» и др.

Повторение может осуществляться как по памяти (воспроизведение стихотворения, пересказ), так и по учебнику или с использованием другого источника информации.

Мнемотехники

Избежать забывания нужной информации, помогут мнемотехники – техники эффективного запоминания. Чем лучше закрепится в памяти материал, тем меньше вероятность его «стирания». Возможные мнемотехники:

  • Ассоциации. К запоминаемому слову, паре слов, имени, числу или фрагменту текста подбирается понятие-ассоциация. Оно может основываться на схожем звучании слова (слов) со звучанием другого, на внешней схожести предметов или на схожести смыслов. Например, Мельников – мельница, еж – игольница и т.д.
  • Классификация. Понятия разделяются по какому-то признаку (цвет, размер, начинаются на одну букву и пр.) и запоминаются группами.
  • Визуализация. Нарисованная картинка лучше отложиться в памяти и намного быстрее вспомнится при необходимости. Например, нужно запомнить, что слово территория пишется с удвоенной «р» в начале. Можно нарисовать место огороженное забором и написать внутри «рр».
  • Метод историй. Эффективен, когда нужно запомнить несколько не связанных между собой слов, понятий. Они соединяются друг с другом в логическую цепочку при помощи придуманной истории. Например, слова медведь, пастух, дерево. История может звучать так: однажды пастух отправился в лес и встретил там медведя. От страха он залез на дерево и сидел там, пока зверь не исчез из виду.
  • Упорядочение. Данная мнемотехника также применяется для запоминания ряда слов, понятий, определений. Они расставляются школьником так, как ему легче всего их воспринимать. Например, нужно запомнить континенты. Ученик может сделать это, упорядочив их по размеру: Евразия (самый крупный), Северная Америка и Южная Америка (следующие по размеру), Африка (средний материк), Австралия (небольшой), Антарктида (самый маленький).

Метод ассоциаций + визуализация.

Поиск смысла

Покажите ребенку, что ему нужна запоминаемая информация:

  • Для будущей жизни. Например, умение вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата может понадобиться при расчете материалов необходимых для ремонта комнаты.
  • Для успешной сдачи экзаменов. Знания и информация непременно потребуются на экзамене, поэтому школьнику необходимо хорошо запомнит их, чтобы получить достойную отметку. Объяснение, принятие и понимание этого ребенком + регулярное повторение поможет ему справиться с забыванием.

Важно, не просто сказать школьнику, что информация важна и пригодится в будущем, но и убедить его в этом. Для этого можно использовать мотивирование: «Ты хочешь поступить в университет, а для этого необходимо хорошо сдать ЕГЭ», «Ты всегда мечтал быть дизайнером, а для этого необходимы и знания геометрии…» и т.д.

Ложное забывание

Иногда человеку может казаться, что он полностью забыл что-то, но при целенаправленном вспоминании эта информация все же воспроизведется. Если ребенок не помнит материал, то можно помочь ему извлечь его из памяти:

  • Наводящие вопросы. Должны касаться деталей события, информации, которые необходимо вспомнить. Например, «Какого это было числа?», «Какая в этот день была погода: солнечная или дождливая?», «Во время правления какого императора произошло данное событие?» и т.д.
  • Сопутствующие воспоминания. Взрослый может напомнить ребенку, что, например, при изучении параграфа он находился в своей комнате, сидел за компьютерным столом, была открыта страница с изображением Древнеегипетского божества и пр. Подобные мелочи и детали помогут нарисовать в воображении ребенка картинку и вспомнить нужные сведения.
  • Ассоциации. Если ребенок затрудняется с ответом, не может вспомнить какое-то слово, понятие, явление, можно дать ему подсказку в виде ассоциации: «Это животное, похожее на игольницу», «Фамилия этого человека созвучна со словом мельница» и т.д.

Питание для хорошей памяти

Предотвратить процесс забывания информации поможет не только хорошее разучивание или повторение, но и правильное питание. Ребенок должен получать витамины, макро- и микроэлементы в достаточном количестве. Это:

  1. Фосфор, калий и кальций. Содержатся в сырах, хлебобулочных изделиях, яйцах, орехах, молоке и молочных продуктах, рыбе.
  2. Магний. Его много в овощах и фруктах зеленого цвета, пшеничных изделиях, шоколаде, минеральных водах, арбузах.
  3. Йод. В достаточном количестве находится в морской рыбе, морской капусте, рыбьем жире, хурме, яйцах.
  4. Витамины группы B. Содержатся в мясе, хлебобулочных дрожжевых изделиях, грибах, бобовых культурах (бобы, фасоль, горох), орехах, печени, яйцах (особенно в желтках), помидорах, зелени, ягодах.
  5. Глутаминовая кислота. Находится в молоке, печени, нежирном мясе, кефире.

А если нужно забыть?

Иногда могут возникать ситуации, когда забыть что-то как раз необходимо, но не получается. Существуют методики целенаправленного забывания – летатехники:

  • Телевизор. Необходимо вспомнить какое-то событие и представить, что оно происходит на экране большого телевизора. Сначала человек просматривает его, потом мысленно берет пульт и убирает звук – просматривает, потом убирает яркость – просматривает и т.д. Упражнение выполняется до тех пор, пока изображение не тускнеет (в идеале – исчезает полностью).
  • Сгорающее письмо. Очень распространенный метод, при котором неактуальная уже информация записывается на бумаге (можно запечатать ее в конверт), а потом сжигается.
  • Летатехническая тряпка. Тесно связана с мнемотехникой. Например, школьник запоминал ряд слов посредством техники ассоциаций. Теперь эти сведения не нужны ему – необходимо стереть их из памяти. Для этого нужно представить ранее составленный ассоциативный ряд, мысленно взять мокрую тряпку и стереть его. Упражнение выполняется до тех пор, пока на месте этих ассоциаций не возникнет пустота, которую можно заполнить более актуальной информацией.
  • Записывание информации. Как бы странно это не звучало, но записывание данных в книжках и на клочках бумаги часто способствует их забыванию. В данном случае срабатывает стереотип о том, что не обязательно помнить то, что записал. Поэтому стоит попробовать отобразить на бумаге те сведения, которые уже не нужны в памяти и загромождают ее.

ВАЖНО! Летатехники не могут гарантировать 100% результат и полностью избавить от воспоминаний. Но при регулярном использовании они помогают стереть значительную часть ненужной уже информации.

Забывание – это неизбежный процесс, но если информация необходима человеку, с ним можно справиться. Поможет в этом целый комплекс мероприятий и методик, начиная с правильного питания и заканчивая регулярным повторением в различных формах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...