Ребенок проявляет агрессию к родителям. Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Причины детской агрессии следует искать в таких факторах:

  • Наследственная предрасположенность . В некоторых случаях многое мы берем от своих предков, что является природным и вполне объяснимым. Генетика - это наука, которая объясняет влияние заложенных задатков на ребенка. При агрессивных родителях малыш часто получает наследственность такого же рода, что станет для него большой проблемой в дальнейшей жизни.
  • Склад темперамента . Даже у спокойных родителей может появиться ребенок-холерик, который станет бурно проявлять свои эмоции. Контролировать ему себя при этом бывает крайне сложно, потому что отсутствует еще жизненный опыт и самодисциплина. К тому же гиперактивность маленького непоседы часто требует выплеска эмоций, которые не всегда являются позитивными для окружающих.
  • Неправильная модель воспитания . Хвалить свое чадо нужно, но без явного перебора при этом процессе. Чрезмерное потакательство детским желаниям и причудам может привести к агрессии ребенка при малейшем отказе от озвученной им просьбы. Выражается протест часто в виде истерики и даже попытки ударить слабохарактерного родителя.
  • Некорректная критика . Порицание должно присутствовать в воспитательном процессе любого ребенка, но оно обязано быть всегда взвешенным и уместным. Маленькая личность может взбунтоваться, если ее унижают на глазах у посторонних людей. Каждый взрослый человек не потерпит подобного отношения к себе, но это почему-то забывается, когда речь идет о маленькой личности.
  • Критический возраст . Специалисты утверждают, что в определенное время у детей наблюдаются некие вспышки агрессии. Это касается периода, когда ребенку исполняется три года, семь и двенадцать-четырнадцать лет. Следует отметить, что при этом агрессия будет иметь разную природу образования. Это неудивительно, потому что при изучении окружающего мира маленький исследователь набирается опыта, и его пожелания резко меняются.
  • Подражание сверстникам . Чужой пример не всегда является положительным, когда дело касается агрессии в детском возрасте. Очень часто ребенок начинает копировать поведение своего знакомого, который кажется ему сильным и смелым в проявлении своей очевидной жестокости. Самое страшное при этом происходит тогда, когда создаются такие опасные клубы по интересам.
  • Ревность к родителям . Иногда папа и мама не могут понять, что случилось с их некогда спокойным ребенком, которого просто подменили. Причиной агрессивного поведения может стать ревность к родившемуся брату или сестре, потому что основное внимание родителей направлено теперь на малыша. Подобная ситуация также возникает при появлении в некогда неполной семье нового ее представителя, который посягает на любовь папы или мамы.
  • Проблемы в детском коллективе . Ребенок может агрессировать, если на него идет давление большого количества одногодок. Это напоминает своеобразную травлю, против которой несформировавшейся личности устоять сложно. Подобное преследование может выбить из колеи даже взрослого человека, поэтому агрессия как самозащита в таком случае встречается довольно часто.
Озвученные факторы иногда способны оказать влияние на самого спокойного ребенка, потому что детская психика еще только формируется. Следовательно, не стоит впадать в панику при проявлении агрессии в таком возрасте. Однако пускать возникшую ситуацию на самотек специалистами также не рекомендуется.

Разновидности детской агрессии


Психологи различают несколько типов проявления неадекватного поведения у ребенка. Виды детской агрессии специалисты классифицируют следующим образом:
  1. Физическая враждебность . Выражаться она может в систематических провокациях к драке, а также в порче вещей. Агрессивный ребенок такого типа позволяет себе жестоко обращаться с животными, что должно однозначно встревожить родителей и педагогов.
  2. Вербальная (словесная) враждебность . Такие шумные дети часто становятся большой проблемой для их пап и мам, а также для представителей воспитательных учреждений. Крики и ругань - естественное состояние маленьких забияк с вербальной агрессией.
  3. Негативизм . Быть в постоянной оппозиции становится нормой для юных бунтарей. При этом их не пугает одиночество, потому что им комфортно находиться в компании самих себя.
  4. Косвенная агрессия . Дети с такой моделью поведения не кидаются в драку, но при этом довольно агрессивны. Они могут топать ногами, истерить и организовывать травлю своих ровесников, отпуская в их адрес злобные шутки и наделяя обидными прозвищами одногодок.
  5. Самоагрессия . В этом случае накопившийся негатив или обида на ближайшее окружение может сыграть с ребенком злую шутку. Аутоагрессия опасна тем, что она становится разрушительным фактором для еще несформировавшейся личности.
Нельзя однозначно определить, какая из озвученных моделей поведения становится наиболее проблематичной для родителей взбунтовавшихся детей. Любой вид может стать опасным как для самого ребенка, так и для его окружения.

Последствия детской агрессии


Все негативные поступки имеют со временем свои закономерные последствия. Проявление детской агрессии может привести к таким плачевным результатам:
  • Отторжение окружающими . Никому не нравится, когда его унижают, причиняя моральные или физические неудобства. В этом случае ребенок старается оградиться от своего сверстника-агрессора, что является нормальной реакцией и защитой от обидчика. Следовательно, в конечном итоге драчун и забияка может остаться в гордом одиночестве при бойкотировании его другими детьми.
  • Несчастная судьба . Привыкнув к безнаказанности и потакательству со стороны родителей, маленький агрессор может вырасти в большого тирана. Не факт, что жизнь его при этом сложится удачно, потому что мало кто захочет общаться с подобной личностью. Все мы стремимся к комфорту, поэтому терпеть насмешки, унижения и физическую расправу над собой - явный перебор для адекватной личности.
  • Возможность образования неформальных группировок . Агрессивный ребенок может и не остаться в одиночестве, встретив детей с такой же моделью поведения. Однако радоваться данному факту не стоит, так как все это чревато проблемами с законом в будущем. Неформальные объединения, которых связывает опасная для общества идея, - это конец всем надеждам на будущее для каждого подростка.

Важно! Если родители действительно заинтересованы в том, чтобы их чадо выросло порядочным человеком, то попускать агрессивность ребенка ни в коем случае нельзя. Рекомендовано внимательно следить за маленьким смутьяном, чтобы вовремя скорректировать его поведение.

Методы борьбы с детской агрессией


Специалисты утверждают, что резкий подход к исправлению сложившейся ситуации только усугубит проблему. Все это является логичным выводом, потому что зло всегда становится дополнительным провокатором очередного зла в ответ.

Последствия детской агрессии всегда непредсказуемы, поэтому психологи предлагают следующие методы борьбы с неадекватным поведением маленького скандалиста:

  1. Контроль поступков ребенка . Спрятать голову в песок по принципу самозащиты страуса можно, но это не приведет ни к чему хорошему. Если на вспышки гнева юного забияки не обращать внимания, то это преобразуется в такой опасный фактор, как вседозволенность. Агрессор поймет, что его поведение вполне всех устраивает, и начнет действовать еще более распущенно и вызывающе.
  2. Принцип «золотой середины» . Метод кнута и вдвойне желанного после этого пряника никто еще не отменял. При этом нужно контролировать свои эмоции, чтобы не перегнуть палку. Ребенок должен четко понимать, что огорчил родителей и ведет себя неправильно. В ином случае он решит для себя, что раз взрослые себе позволяют агрессию, то ему сам Бог велел действовать по такому же принципу.
  3. Терапия любовью . Все мы трепетно относимся к своим детям, но не всегда умеем правильно это продемонстрировать. Пытаясь в суровости воспитать из мальчика настоящего мужчину, а из девочки - железную леди, мы травмируем психику своего потомства. У ребенка возникает вполне логичный протест против взрослых-тиранов, что выливается у него затем в дикие выходки и откровенные марши протеста.
  4. Коррекционная работа с психологом . Данная методика бывает очень полезна в случае, если у детей наблюдается стойкая и цикличная изменчивость настроения. При этом родители не знают, как бороться с детской агрессией своими силами. Существует множество способов помочь ребенку в сложной ситуации при помощи правильно скоординированного воздействия на психологическое состояние маленького пациента. Традиционная уже сюжетно-ролевая игра способна многое изменить в линии поведения сложного малыша или подростка.

Профилактика детской агрессии


Проблему лучше предотвратить, чем потом мужественно с ней бороться. Профилактика детской агрессии может включать в себя следующие моменты:
  • Спокойная домашняя обстановка . В семье, где не принято повышать друг на друга голос, обычно не встает вопрос о борьбе с детскими вспышками гнева. Даже ругая ребенка за провинность, необходимо четко, но размеренно объяснить ему свои претензии. Подобная модель поведения взрослых станет хорошим примером для их подрастающего поколения и отличной коррекцией детской агрессии.
  • Организованный досуг . Если любимое чадо чем-то увлекается, то ему останется мало времени на бессмысленные и непродуктивные вспышки гнева. Мальчику или девочке, которые потенциально предрасположены к потасовкам, можно предложить посещение спортивной секции. Грамотным решением будет определить маленького провокатора в группу по единоборствам, которой руководит опытный и мудрый тренер. В таких спортивных организациях учат не только приемам рукопашного боя, но и умению контролировать свои эмоции.
  • Ограничение доступа к средствам массовой информации . Никто не предлагает при этом запрет просмотра мультфильма про олененка Бэмби, потому что данная анимация несет в себе только позитивный воспитательный заряд. Однако тот же интернет просто напоминает иногда бомбу замедленного действия по качеству предлагаемой информационной продукции. Ребенок впитывает в себя все, как губка, поэтому в целях профилактики агрессивности необходимо следить за тем, что смотрит любимое чадо.
  • Контроль окружения ребенка . Очень часто социум формирует мировоззрение подрастающего поколения. Бороться с этим бесполезно, но скорректировать ситуацию вполне возможно. Есть отличное выражение о том, что скажи мне о своем друге и охарактеризуешь себя при этом сам. Весьма проблематично подбирать детям круг их общения, запретив какие-либо отношения с местным хулиганом и забиякой. Не всегда то золото, что блестит, и можно просто поговорить со своим ребенком по душам, пытаясь узнать положительные моменты настораживающей дружбы.
Как бороться с детской агрессией - смотрите на видео:


Детская агрессия - это явление, с которым надо обязательно бороться. Мудрые родители постараются не допустить озвученную модель поведения у сына или дочки, но в жизни нельзя все распланировать по собственному усмотрению. Зная своего ребенка лучше всех, отец с матерью всегда сами решат для себя, как справиться с детской агрессией. В особо проблемных случаях можно обратиться за помощью к психотерапевту, который поможет найти выход из критической ситуации.

ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.


взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»

Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.

Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?

Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться . И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания - не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?

В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную так тику родительского поведения . Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать аг рессивные действия, совершаемые ребенком по отно шению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких - «убью», «выброшу» и т.п., - это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.

Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.

Что происходит с ребенком к двум годам - возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал - мама подошла, описался - мама переодела, проголодался - мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.

И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет» . Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.

Нормально это? Абсолютно нормально! Злость - нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу . Порой нам приходится не только терпели во ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпя при этом всяческие неудобства. Более того, иногда , несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание . И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.

Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться . И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей - помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.

Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей - родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.

Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства - то есть на родителей, так и на «замещаю щие» объекты - игрушки, мебель и т.п. Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на... самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин - аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», - говорят ребенку родители. «Я плохой», - понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.

Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять c воим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осоз нанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в доста точной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс . Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее - объя вить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя». Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препят ствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия - ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.

В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию - шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель - обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.

В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это - знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен - нормально . Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как ра дость или грусть . Злость к тому же - энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препят ствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать ее безопасным для себя и для других способом . В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.

Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.

При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость . И в отличие от злости они не придают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, зас тавляя сомневаться в себе и своих возможностях.

Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия. Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, - сообщаете вы ему. - Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».

Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.

Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать - не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.

Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что... не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».

Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ, пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.

Таким образом, схема по обучению ребенка уп равлению своей злостью выглядит так:

1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние - «ты злишься» - и называете возможную причину;

    постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;

    одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется...», «Сейчас я хочу, чтобы вы...», «Я не хочу, чтоб ты...»;

Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.

Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.

Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта - возможности научиться владеть собой.

Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, - «канализировать» свою агрессию.

Если ребенок способен узнать свое чувство зло сти, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативны ми чувствами, умеет управлять ими.

Нравится

У меня двое детей. Старшей 2,7. Младшему 11 мес. Как только родила второго, дочка отдалиоась. Один папа, мама не нужна. Меня бьёт, погоняет и тд. (ревность). Пошла в ясли и началось, характер ужас. Валяется везде. За слово *нельзя, нет, отказ* - всех бьет. Плачет в магазине, женщина в очереди говорит-сейчас заберу тебя. Дочка подошла и стукнула её... Дома бьёт брата. А психолог говорит все ок у вас. Кризис 3 лет пришёл раньше, потому что она старшая и ей пришлось самостоятельности набраться. Но я ощущаю как я стала агресировать на неё. Если она меня стукнула, я ей в ответ. Если младшего, ещё больше раздражает - получает. Я чувствую свою ненависть к ней. Её характер и то, что она меня вечно погоняет от себя и не даётся, меня это видимо задевает и я агресирую. Я старалась изменить свое поведение. Но как только она начинает бить кого то, я не могу смотреть на это..... Злость бушует (Гость)
Это жесть, у меня у самой трое детей, младшей будет 9 месяцев. Я и представить не могу,что могу ее бросить на кровать и уж тем более бить кулаком по попе. Я с детьми одна, все родные в другом городе, муж работает вахтовым методом. Я могу накричать на старших, когда плохое поведение. Вам нужна помощь, чтобы не навредить ребенку Тожн обидела дочкк так устала.. вщяла за щеки и сжимала... научилась справляься. Кск тока наступает гнев считаю до 10. Потом уже без счета справляюсь! Здравствуйте!Я очень люблю своего сына,ему 9 лет,но когда мы делаем математику я прихожу в бешенство....я объясняю по 10 раз и все напрасно....начинаю дико орать и могу стукнуть......он боится меня.....а когда остыну готова себя убить за мое поведение....Мне очень жалко моего малыша.Помогите. Ольга (Гость)
Как мне понравились ваши слова, даже легче стало, со мной точь-в-точь такая же ситуация происходит до сих пор.
Надо тоже посмотреть эти видео и успокоиться.
Спасибо вам У меня был родовой психоз после рождения второго ребенка, меня он бесил, не хотелось утешать его, когда он рыдал долго, могла отпихнуть грубо, когда он капризничал, голос повышала, старшему, тоже маленькому стало доставаться, хотя раньше я на него и голос не повышала, все виделось в черном цвете, а однажды, когда он очередной раз рыдал я вообще подумала " чтоб ты сдох". Меня, точнее моего ребёнка, спасал только высокий уровень осознанности и самоконтроля, но контролировать эмоции все равно было сложно. Мне помогла шоковая терапия и я рекомендую попробовать: посмотрите реальные сцены жестокости по отношению к детям на Ютубе. Я поняла, что я могу совершить то же, что в душе я такая же, что меня питает злоба, я словно бы одержима бесами и из моей души уходит любовь. Мне было так плохо из-за просмотра этих видео, что аж живот сводило, и после этого я даже в минуты раздражения и сильного эмоционального напряжения понимаю, что счастье моего малыша важнее уборки, распорядка, усталости - любых дел и проблем. Потому что это дар, потому что то что он у меня есть это счастье само по себе, а не когда мне это удобно, потому что я привела его в этот мир и я его защита, потому что никто не должен страдать... Я поклялась, что никогда не стану такой, как эти чудовища на видео, никому больше не причиню боли, если это только в моих силах. Найдите в своем сердце любовь, потому что если вы чрываетесь, в этот момент любви в сердце у вас нет Я думаю, что мне пора к врачу голову лечить. У меня доча 9,5 мес. Срываюсь на неё, кричу. Она пугается, а я реву и прошу прощения. Так невозможно жить. Срываюсь только когда кушать садимся. Две ложки съест и ходуном в стульчике ходит, играет перестаёт есть. Вспышка гнева резко появляется, так что до считать до 10 или начать дышать я не успеваю. Ругаю себя, что нельзя кричать, понимаю, что она маленькая и не специально это делаю, но ничего с собой поделать не могу. Нельзя бить детей ни при каких условиях.Мы рожаем дитя от любимого человека! Мы радуемся,когда появляется ребенок на свет.Это для нас АНГЕЛ!!! Он зависит только от нас. Мы обязаны за ним смотреть, мы должны его любить, кормить, одевать и растить! Но мы не имеем права поднимать на него руки, не то,чтобы голос поднимать... И нет никакого оправдания тем матерям, которые применяют насилие к беззащитным крохам. У таких "нервных", которые готовы убить ребенка, надо немедленно изымать детей, пока они не сделали их калеками.... Нет им оправдания. Они не изменятся, потому что агрессия у них зашкаливает. Родили для кого-для себя, так будьте добры смотреть за своим АНГЕЛОМ, в старости пригодятся Вам... И помните,дети все помнят и не забывают.Любите и берегите своих детей, и старость у вас будет хорошая!! Обидела дочку.6 месяцев.на диван кинула.напугала бедное дитя.не могу простить себя.это уже предел кажется.хорошо не убила ещё. Что делать как жить.реву БЕЗЫСХОДНОСТЬ усталость безнадега.третьи роды почти инвалид.хондроз не согнуть сядешь варикоз страшный перешёл в тромбы аритмии давление работать где работала уже не смогу.пробовала отвлечься и заработать в интернете.но получается ночью работать лишь а днем дом ведра с водой дом без удобств без ванны и туалета печка это все романтика но это ВЫМАТЫВАет НЕТ СИЛ. дети цветы жизни должен радоваться им и жить ради них и поехать но почему они вызывают ненависть где эта проблема где в каком углу подсознания как её вытащить на свет как понять почему ненавидишь дите вместо пожалеть когда оно плачет вскипает гнев раздражение убить готова. В чем причина как её выкопать.расслабиться да не могу никак.нечем.ни кина ни секса нормального. Секс мужа удовлетворяет а обо мне он не печалится раз два и готово.он инвалид со смертельным диагнозом будущего нет живем одним днем неужели из-за этого можно стервой стать и на детях скидывать.начинаю понимать женщин у которых любовники.кажется меня это с ума сводит. Меня считают матерью Терезой но я их всех ненавижу его и детей я выжата как губка ни чего нет.пустота и усталость раздражение и ненависть Здравствуйте! Я себя могу не контролировать, скрываюсь на детей одному ребёнку 10 лет и другому 11 месяцев. Дел по дому до фига помощи от сына не какой, как только начинаю оставляеть их одних в комнате а я сама то посуду по мою, кушать сготовлю. Что нибудь да случиться то ребёнок 11 месяцев упадёт с дивана, я начинаю сильно срываться, кричать на сына почему не угледел. И так по всякой мелочи скрываюсь, не слышит меня сын 10 лет ему говоришь а он ноль внимания раз, сказала, два ✌ сказала и опять я уже начинаю срываться и не контролировать себя могу по попе шлепать и поставить в угол. Что делать в таких ситуациях? Я не могу так дальше жить. Я просто устаю с 7 утра и до вечера на ногах отдыха не какого.

Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития

— Уже давно мне не дает покоя один факт: за последнее время значительно увеличилось количество детей, которые находятся на домашнем обучении. Причем не только по медицинским показаниям. Очень велик процент ребят с психологическими проблемами. Раньше такого не было. И, судя по моей практике, дело не в детях, а во взрослых.

Родители приходят к психологам и говорят: «У него проблемы», «С ней что-то не так». И очень сильно удивляются, когда я перевожу внимание на них самих.

Сколько клиентов у меня было, и ни разу ни одна мать или отец не сказали при первой встрече: «По-моему, я делаю что-то не так, ведь моему ребенку плохо». Ни одного такого случая! И это очень грустно.

Считаете, что ругаете во благо? Это правило не работает

— Говоря об агрессии, я бы исключила из обсуждения родителей с зависимостями, которые превращаются в зверей под давлением собственной проблемы. В этой ситуации человек себе не подвластен и по данной теме надо разговаривать отдельно.

Сегодня я бы хотела рассмотреть агрессию с другого ракурса. В большинстве случаев родители считают, что действуют во благо, что без строгости и дисциплины не вырастить хорошего человека, но на самом деле ситуация может развернуться совсем в другую сторону. Если родитель превращается в мучителя, он просто калечит жизнь ребенка.

Еще важно заметить, что материнская агрессия намного страшнее, чем агрессия отцовская. Объясню почему. Мужчина физиологически обусловлен быть более агрессивным. Вспомните, чаще всего папины игры более резкие, соревновательные: он подбрасывает ребенка, играет в догонялки, выпрыгивает из-за угла, может облить водой. Мама же с малышом рисует, что-то мастерит, рассказывает сказки. Это более мягкая энергия. Так решила природа. Конечно, бывают разные папы и мамы, но сейчас я говорю все-таки о самых распространенных случаях.

Мужская агрессия капельная: быстрая, целенаправленная, понятная, по делу. Она более адекватно воспринимается ребенком (не берем в расчет излишнюю жестокость). Женская агрессия имеет накопительный характер, точит постоянно, цепляет за самое больное, она предательская. Поэтому в первую очередь я хочу обратиться именно к мамам.

Скрытая агрессия досталась нам по наследству

— Каковы истоки родительской агрессии? Все дело в том, что наша страна постоянно подвергалась нападениям, семьям приходилось защищаться. Постепенно основной родительской функцией стало обеспечение безопасности детей. Самое главное — чтобы они выжили, все остальное на втором плане.

Времена почти всегда нам доставались тяжелые. Проявлять тепло было некогда. Малыши бегали на улице, падали, били коленки, плакали, но вставали и бежали дальше. В советское время из ребят и вовсе целенаправленно готовили сильную смену: «Дальше! Выше! Быстрее!» Из этих детей выросли твердые личности, которым до сих пор нипочем жизненные трудности. Но никто так и не научил их любви и проявлению своих чувств.

Передавая из поколения в поколение стальной образ поведения: «Не хнычь! Пока не сделаешь уроки, не встанешь! Не бегай! Говори тише!», — мы потеряли что-то очень важное. Только сегодня ситуация потихоньку выравнивается. Люди вспоминают о необходимости поддержки, объятий, поцелуев, разговоров с младшенькими по душам и так далее. Правда, учиться этому часто приходится в креслах психологов. Введен даже термин, который характерезует такое поведение — алекситимия.

Алекситимия — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

  • затруднение в определении и описании собственных эмоций и, как следствие, эмоций других людей;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоций.

Первая реакция на стресс: бей или беги!

— А теперь давайте коснемся агрессии в классическом понимании. Вот представьте. Вы сидите дома. В тишине спокойно и с большим интересом читаете книгу. Тут кто-то резко врывается, начинает размахивать руками и кричать: «Что ты сидишь?! А ну вставай! Бегом туда-то и туда-то!». Какая у вас будет реакция? Даже воображать неприятно, не так ли? Дыхание перехватывает, сердцебиение учащается, происходит выброс адреналина, в общем, организм приводит все системы в режим чрезвычайного положения. А теперь подумайте о ребенке, который живет в такой атмосфере постоянно. Как вы считаете, что он чувствует?

Древние инстинкты никогда нас не отпускают. Первая реакция на стресс у всех людей одинаковая. Есть два варианта: бей или беги! И за считанные секунды мозг должен выбрать подходящую стратегию. Маленький мальчик или девочка, как правило, не может дать сдачи папе или маме (пока не может), поэтому он старается спрятаться и закрыться, ребенок весь сжимается (это касается и внутренних органов) и пытается переждать бурю.

Итогом постоянного давления в детстве становятся следующие варианты поведения во взрослом возрасте:

  • Агрессия, как по отношению к собственным родителям, так и к окружающим, особенно, если по типу темперамента человек холерик.
  • Более слабая организация нервной системы. Так называемая позиция жертвы. Человек в любой ситуации заранее рассчитывает на проигрыш, замыкается в себе, подыскивает такого же агрессивного спутника жизни и покорно плывет по течению, которое часто приносит его к порогу тех самых зависимостей, о которых я говорила в самом начале;
  • Дети, испытавшие в детстве скрытую родительскую агрессию (ее мы еще коснемся), часто становятся филигранными манипуляторами, которые перенаправляют свой скрытый гнев на других людей и открыто или окольными путями вынуждают окружающих делать то, что им нужно. Получают ли они от этого удовольствие? Обычно нет, но что-то внутри заставляет их вести себя именно так.

Лишь единицы переступают через травмы детства, прощают родителей и — самое главное — воспитывают своих детей совсем по-другому. Часто решающую роль в этом играют жизненные обстоятельства, которые помогают бывшим угнетенным душам расправить крылья.

И да, не забывайте, что почти во всех перечисленных вариантах очень вероятен целый букет психосоматических болезней, таких, как гастрит, булимия, анорексия, проблемы с дыхательной системой, тики, бессонница и так далее.

Моя мама — «актриса»

— Когда мы говорим об агрессии, обычно в голове предстает картинка, где угнетатель кричит, бьет угнетаемого. Но это не всегда только так.

Я ни в коем случае не говорю, что взрослые должны кричать на детей, нет! Но порой куда страшнее для психики ребенка, когда его мама — «актриса»: внешне для всех женщина кажется доброй, заботливой и внимательной, а на деле — тиран, просто использующий изощренные методы. Это называется скрытая агрессия или эмоциональная жестокость. Нетрудно представить, что происходит за стенами дома, если в присутствии посторонних маме достаточно просто повернуть каменное лицо в сторону ребенка и… он просто немеет.

Мама не кричит, не поднимает руку, действует в соответствии с общепринятыми канонами поведения, поэтому у окружающих не вызывает подозрений.

Дети таких мам — почти рабы. Каждый день расписан. В первой половине дня — школа, потом музыкальная школа, потом спорт, потом домашние задания параллельно с репетитором по скайпу. Оценка 8 — не оценка. Идеальный ребенок идеальной матери должен получать минимум 9. Никаких шалостей, ибо: «Ты что маленький? Не умеешь себя вести? Сядь».

Поощрений, «обнимашек» и игр от такой мамы ждать не стоит. Но ребенок старается. Старается изо всех сил. И план по взращиванию маленького гения продолжал бы себе спокойно воплощаться. Только есть одна ма-а-а-а-ленькая неприятность — малыш перестает спать. Вообще. Или начинает заикаться. Или, откуда ни возьмись, появляется нервный тик. А потом психологи слышат все то же: «У моего ребенка проблемы». Не у него проблемы, а у вас! И серьезные.

Агрессор — муж! Или все же жена — скрытый манипулятор?

— Конечно, в роли скрытого агрессора может выступать и отец. И это тоже будет иметь последствия. Но, как правило, ребенок больше привязан к матери. И в первую очередь именно от нее он ждет любви, поддержки и ласки. Кстати, я знаю много ситуаций, где в агрессии мужа была виновата жена.

Простой пример. У меня на приеме была семья. Проблема — агрессивный муж, который часто срывается на дочери. Женщина на вид интеллигентная, порядочная, спокойная, но на самом деле — тот самый манипулятор.

Она никогда не кричала на девочку и не ругала ее. Она делала проще. Когда уставший муж приходил с работы, дама деликатным, но бескомпромиссным тоном говорила ему: «Ты помнишь, что ты отец?! А ты знаешь, что получила сегодня в школе твоя дочь? Нет? А ты загляни в дневник». И тут начинались разборки, в которых замученный, еще не успевший переключиться с рабочего режима отец весь негатив и от прошедшего дня, и от посыла жены перекидывает на дочь. Стоит ли описывать реакцию женщины, которой сообщили, что именно она придавила своим эго всю семью? Конечно, такие люди очень редко признают ошибки. И переубедить их трудно.

Советы папам и мамам

— Каждая ситуация индивидуальна. Но все же я бы хотела дать несколько простых советов всем родителям:

  • Не забывайте, что ребенок — это не ваше капиталовложение, не вещь, которая должна хорошо себя вести, приносить высокие отметки и филигранно играть на пианино перед вашими гостями. Не забирайте у него детство. А детство — это побегать по грязи, измерить лужи, попробовать украсить любимую мамину вазу и… нечаянно разбить ее!
  • Обнимайте своих детей, гладьте их по голове, валяйтесь вместе перед сном, обсуждая прошедший день. Тактильные ощущения — это очень важно.
  • Не забывайте хвалить. К сожалению, родители часто слишком бурно реагируют на проступки дочерей и сыновей и слишком мало внимания уделяют их успехам.
  • Не срывайтесь на детях. Перенаправляйте гнев. Найдите для этого свой личный способ.

Я знаю девушку, которая, став мамой, как только начинала чувствовать, что на нее накатывает волна гнева, уходила на минуту в другую комнату и барабанила по столу. Если не было возможности, просто ритмично притопывала, постукивала, хлопала в ладоши. Она делала все, что угодно, но со своей девочкой всегда общалась искренне, спокойно, без криков. И самое интересное, что ту же привычку переняла и малышка. В этой семье разрешается выход гневу. Но не друг на друга. И мне кажется, в этом есть рациональное зерно. Мы не машины, и срывы бывают у всех. Но старайтесь по возможности держать себя в руках.

  • Если в семье неспокойная ситуация, не посылайте вопрос в пустоту: «За что мне этот ребенок?». Сначала спросите себя: «Не мое ли поведение привело к подобному исходу?». Поинтересуйтесь, как все смотрится со стороны, у своих близких. Поговорите по душам с самим ребенком. В конце концов, посоветуйтесь с психологом. Это не значит, что нужно во всем винить себя. Просто важно в один момент сказать «стоп» и спокойно поразмыслить над ситуацией.

И помните вечный закон, который повторяют все психологи мира: первый и главный шаг — признание проблемы. Все можно исправить. Просто надо начать. Поверьте, гармония в семье, улыбка, смех и здоровье ваших детей стоят того, чтобы немного поработать над собой.

На чтение 7 мин. Просмотров 731 Опубликовано 25.06.2018

Банальную вещь скажу: агрессивный ребенок – это результат неправильного воспитания и нездорового микроклимата в семье. Напряженное состояние ребенка, частые всплески негативных эмоций должны стать поводом для беспокойства родителей и послужить началом для перемен в повседневной жизни.

Каковы причины агрессии у ребенка, и что с ней делать, читатели узнают из этой статьи.

Причины агрессии и поведение родителей

В практической психологии существуют определенные причины, из-за которых ребенок ведет себя враждебно:

  • чувство страха и тревожности, который вызывает пока еще непонятный для малыша окружающий мир;
  • отстаивание собственной точки зрения и своих прав;
  • желание получить независимость и стать самостоятельным;
  • отсутствие возможности удовлетворить определенное желание;
  • запреты со стороны родителей или других взрослых.

Ребенок своим поведением отталкивает от себя, хотя в этот момент он наиболее остро нуждается в понимании и поддержке. Таким образом, он требует внимания, но недружественное отношение со стороны близких и окружающих, которое вызвано его поведением, порождает в нем страх и усиливает гнев.

Как правило, перед таким ярким проявлением агрессии ребенок пытается создать связь с близкими в приемлемой форме. Но если его просьбы остаются незамеченными, появляется враждебное поведение.

Влияние семьи

Образец поведения для ребенка – это окружающие его близкие люди. Психологи утверждают, что менее агрессивны те дети, в семьях которых нет враждебности и серьезных наказаний, где с детьми говорят на равных и пытаются помочь.

Если детей бьют, применяют к ним физическую силу, то они невольно копируют это поведение и считают его нормой. Дети понимают, что в присутствии родителей необходимо сдерживать свои эмоции, чтобы избежать физического наказания. Но стоит им выйти на улицу и скрыться от глаз взрослых, они находят себе жертву, на которой отыгрываются и выплескивают негативные эмоции.

Негативно влияют на психику ребенка издевательства, насмешки, пристыживание, злобные шутки и строгое наказание. Даже если родители считают какое-то прозвище безобидным и милым (например, «ушастик», «пышечка», « глупышечка») и периодически называют так ребенка, то у него такие ласковые дразнилки вызывают обиду, ощущение собственной неполноценности.

Алкоголизм и дебоши в семье тоже накладывают негативный отпечаток на поведение малыша.

Ребенок может вести себя агрессивно, если испытывает ревность по отношению к определенному члену семьи. Например, когда в семье появился второй ребенок, родители обязаны построить отношения так, чтобы старший не чувствовал себя ненужным и не видел в новорожденном врага, который отнял у него маму.

Чтобы предупредить враждебность сына или дочери важно наладить в семье добрые отношения, создать мирную атмосферу. Ребенок должен ощущать присутствие родителей в своей жизни, их заботу и любовь. Должен быть взаимное доверие, так как его отсутствие провоцирует нервозность и агрессию. Относитесь внимательнее к малышу и его просьбам.

В процессе воспитания избегайте крайностей. Не предоставляйте ребенку полную свободу, но и не создавайте гиперопеку. Постоянный контроль и повышенное внимание, желания все решить и сделать за ребенка не дают возможности ему стать самостоятельным и научиться правильно вести себя в стрессовых ситуациях.

Гиперопека препятствует нормальному общению со сверстниками, так как ребенок чувствует себя неуверенно. И, как следствие, замкнутый дошкольник или школьник становится жертвой агрессии со стороны сверстников.

Признаки агрессии и её виды

Враждебность – это реакция детской психики на происходящее. Такое состояние позволяет почувствовать собственную силу и превосходство, дает возможность таким образом отстоять свои права и интересы близких. Если же агрессия сопровождается нападениями или разрушительными действиями, то это повод бить тревогу и обратиться к специалисту.

Агрессивное поведение может выражаться по-разному:

  • чувствительностью и частыми обидами;
  • обвинением окружающих в собственных неудачах и ошибках;
  • отказом подчиняться правилам и противостояние им;
  • открытым конфликта со сверстниками;
  • провокацией окружающих на ссоры и конфликты;
  • истерикой на замечания или действия.

В зависимости от темперамента агрессия у ребенка может быть в виде физических нападений в отношении человека, животного или определенного неодушевленного предмета. Она бывает инструментальной, то есть использоваться, как способ при достижении цели.

Вербальный вид характеризуется криками, истерическими визгами, ссорами, руганью. При враждебном поведении целью ребенка становится причинить телесную боль или моральный вред объекту.

Для косвенного вида агрессии характерны злые шутки, сплетни и ярость. Понимание того, что можно «ударить» словом приходит к ребенку по мере взросления.

Дети требуют внимания к себе по-разному, в зависимости от возраста. Груднички начинают плакать, а после – закатываются в истерике. В 2-х летнем возрасте агрессивные дети кусаются, становятся жадными, не хотят делиться своими игрушками и вещами, сильно переживают из-за недостатка внимания.


В 3 года ребенок может драться, бросается в других детей и даже в родителей игрушками и другими предметами. После кризиса 3-х лет, 4-х летний малыш не пускает посторонних на свою территорию, пытается стукнуть каждого, кто его раздражает.

В 5 лет агрессия принимает уверенную физическую форму у мальчиков (они дерутся), а девочки в этом возрасте начинают обзываться или игнорировать дружбу. Дошкольники способны мстить и обижаться, их агрессивность может проявляться в форме гневного поведения и вранья.

Как справиться с маленьким агрессором

Когда близкие люди и родители не реагируют на раздражительность и враждебность, это становится привычкой, нормой во время общения и манерой поведения в целом, а это обязательно вызовет трудности в подростковом возрасте.

Во время эмоциональной вспышки родителям следует сохранять спокойствие и оставаться сдержанными. Крики и скандалы только усугубят ситуацию, а наказание не всегда позволяет утихомирить бунтаря.

В этот момент поставьте себя на место ребенка и постарайтесь понять, какие эмоции он переживает. Несмотря на свое поведение и враждебность, ребенок подсознательно ждет от родителей понимания, ему необходимо почувствовать заботу со стороны близких людей.

  1. Разговаривайте с ребенком, объясните ему, что так себя вести нельзя. Не просто отделывайтесь общей фразой, а конкретно расскажите, почему нельзя: некрасиво выглядишь со стороны, не получишь десерт, не заслужишь похода на качели, в зоопарк, в кино.
  2. Агрессивное поведение это следствие неправильного или нерационального воспитания с раннего детства. Психологи советуют либо полностью игнорировать агрессивное состояние, но активно поощрять хорошее поведение и поступки, или наказывать, если это приводит к угасанию гнева.
  3. Родители должны принять все возможные меры, чтобы создать теплую обстановку в семье, окружить малыша теплотой и заботой. Он должен быть уверенным, его любят и не дадут в обиду.
  4. Следите за поведением ребенка, эмоциональный всплеск можно предупредить, если своевременно отреагировать на обращение ребенка или отвлечь его от провокационной ситуации.
  5. Если не удалось предупредить яркое проявление эмоционального состояния, следует спокойно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво. Используйте суровое осуждение, если ребенок, например, разбросал игрушки, заставляйте его убирать за собой. Если объектом враждебности стал другой человек, то пожалейте обиженного. Это позволит ребенку понять, что своим поведением он отталкивает от себя в пользу другого человека. Со временем он станет внимательнее к советам родителей.
  6. Агрессивность ребенка можно победить с помощью игр. Позволяйте ему во время игры выплеснуть эмоции. Пускай он рвет бумагу на мелкие кусочки или покричит в «пакет для крика».
  7. Гуляйте с ним на свежем воздухе, дайте ему возможность много бегать и прыгать. Успокаивающе действуют игры с водой, переливанием жидкости из одной емкости в другую. Позвольте ребенку расслабиться в процессе игры и получить положительные эмоции.

Заключение

Все дети разные, поэтому и подход к ним не может быть одинаковым. Кого-то достаточно обнять и поговорить с ним, к кому-то необходимо применить наказание, а на некоторых не нужно обращать внимание. В любом случае, родители обязаны создать благоприятный микроклимат в семье, где растет ребенок. Не всегда агрессия связана с возрастом, плохим настроением или плохим самочувствием. Следите за ребенком и бережно относитесь к его неустойчивой психике.

Делитесь этой информацией с другими пользователями социальных сетей. Оставляйте свои отзывы и комментарии. Расскажите о своем опыте воспитания детей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...